- КАРАККА
- Происхождение: фр. caraque
большое парусное судно, распростран. в XIII—XVI вв. сначала в Португалии и Венеции, а затем в Англии и Франции и применявшееся для военных и торговых целей. Каракка имела длину до 36 м, ширину до 9,4 м, водоизмещение до 1600 т, до 4 палуб, развитые надстройки в носу и корме, 3—5 мачт. Обшивка Каракки выполнялась вгладь, борта были закруглены и немного загибались внутрь, что объяснялось не только конструкторскими, но и военными соображениями: такие борта до некоторой степени затрудняли абордаж. Кроме того, на Каракке применялись абордажные сетки, мешавшие воинам врага попасть на судно. Фок- и грот-мачты несли прямое вооружение, бизань-мачты — косос; на фок- и грот-мачтах часто дополнительно ставились марсели. Каракка собрала в себе достижения судостроительной техники Сев. и Юж. Европы: руль, прикреплен к ахтерштевню, сочетание прямых и латинских парусов, повышавшее ее маневренность, составные мачты, улучшенную проводку стоячего и бегучего такелажа. К 1-й пол. XV в. Каракка стала наиболее крупным, совершенным и вооруженным судном (арт. вооружение К. состояло из 30—40 пушек).
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.